Методика «Выбери нужное лицо» – детский тест тревожности

детский тест тревожности

Для диагностики тревожности используются разнообразные методические подходы: наблюдение за поведением учащихся , экспертные опросы родителей учащихся и учите­лей, тесты-опросники и проективные тесты.

Детский тест тревожности

Детский тест тревожности разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

 

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям.

 

Экспериментальный материал: 14 рисунков выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некую жизненную ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

 

Скачать стимульный материал

 

Инструкция

«Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико — веселое или грустное?»

Ответы ребенка заносятся в Протокол ответов.

 

 

Анализ данных

Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.

Рисунки, имеющие положительную эмоциональную окраску:

  • 1 (Игра с младшими детьми),
  • 5 (Игра со старшими детьми)
  • 13 (Ребенок с родителями)

Рисунки, имеющие отрицательную эмоциональную окраску:

  • 3 (Объект агрессии),
  • 8 (Выговор),
  • 10 (Агрессивное нападение)
  • 12 (Изоляция)

Рисунки, имеющие двойной смысл:

  • 2 (Ребенок и мать с младенцем),
  • 4 (Одевание),
  • 6 (Укладывание спать в одиночестве),
  • 7 (Умывание),
  • 9 (Игнорирование),
  • 11 (Уборка игрушек) и
  • 14 (Еда в одиночестве)

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку» — то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

 

Обработка данных:

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Ответ может быть выражен как в сырых баллах, так и в процентах. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умножить на 100.

 

II

слабый уровень

III

средний уровень

IV

хороший уровень

V

высокий уровень

баллы 0 – 1 2 – 5 6 – 7 8 – 14
% 0 – 7,2 14,3 – 35,7 42,9 – 50 более 57,1

 

Метод экспертных оценок детей дошкольного возраста

Критерии:

  • 5 – высокий уровень тревожности: проявление страха, тревоги перед новым, необычным, сопротивляется предложениям, просьбам, отказывается общаться.
  • 4 – некоторая скованность и сдерживаемое поведение в течении нескольких минут, избегает болезненных тем или неприятных для себя занятий, иногда выглядит несчастным.
  • 3 – средний уровень тревожности: возбужденное состояние из-за новой, необычной ситуации, но не чрезмерное и не длительное, или признаки апатии, нежелания что-либо делать без сопротивления, задания делает без энтузиазма.
  • 2 – ребенок активный, хорошо идет на контакт, радостен, выглядит довольным; может расстроиться, но быстро возвращается к хорошему настроению.
  • 1 – низкий уровень тревожности: с готовностью и энтузиазмом занимается, делает задания, в основном находится в хорошем расположении духа.

 

Качественный анализ

 

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях:

  • №4 («Одевание»),
  • №6 («Укладывание спать в одиночестве»),
  • №14 («Еда в одиночестве»)

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок:

  • «Игра с младшими детьми»,
  • «Объект агрессии»,
  • «Игра со старшими детьми»,
  • «Агрессивное нападение»,
  • «Изоляция».

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия

  • «Ребенок и мать с младенцем»,
  • «Выговор»,
  • «Игнорирование»,
  • «Ребенок с родителями»,
  • «Одевание»,
  • «Укладывание спать в одиночестве»,
  • «Умывание»,
  • «Собирание игрушек»,
  • «Еда в одиночестве».

Методика “Выбери нужное лицо” – детский тест тревожности р тэммл м дорки в амен может быть использована детским психологом при диагностики тревожности на момент поступления ребенка в школу.

В следующей статье разберём проективную методику для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан.

 

В помощь педагогам и родителям Буклет  “Школьная тревожность” скачать

 

Методика «Выбери нужное лицо» – детский тест тревожности: 2 комментария

  1. Александр Ответ

    Необычный тест..Но благодаря ему можно узнать о мыслях и состоянии ребёнка..Это реально нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставьте ссылку на вашу статью