Сегодня практически повсюду мы слышим слово
«креатив». Просматривая объявления, везде в
требованиях к кандидату указана креативность,
способность принимать нестандартные
решения, умение творчески мыслить.
Это способности, которые дают преимущество в любой специальности.
Но, к сожалению, современная школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний.
Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Но многие педагоги и родители уже понимают, что нужно развивать воображение, творческое
мышление и познавательную активность, чтобы ребенок мог работать с любой информацией.
И здесь очень важна роль взрослого. Родители могут, как ограничить развитие ребенка,
так и способствовать ему – всё зависит от отношения. Известно, что если в детстве человек не научился творить – создавать что-то свое, новое, – он всю жизнь будет копировать и повторять других.
Метод ТРИЗ для развития творческого мышления детей
Мнение большинства психологов сходятся в том моменте, что дети уже рождаются креативными,
поэтому задача родителей поддерживать ребенка, хвалить его за достижения и помогать ему в
совершенствовании. И очень важно заложить свободное, творческое мышление именно в
дошкольном возрасте, когда дети еще не потеряли природную гибкость ума.
К счастью, креативность можно развивать у своего ребенка самостоятельно.
Существует очень много методик развития творческого мышления, но на сегодня одной из
самых интересных считается методика «ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач».
Изобретательность – это основа предприимчивости, столь необходимой в наше время.
ТРИЗ учит мыслить творчески, учит находить выходы из сложных ситуаций, учит видеть
различные варианты развития событий. Эти качества, как мне кажется, очень важны в
наше время. Этой статьей я начинаю серию статей о развитие творческого мышления у детей.
Родителям и педагогам о ТРИЗ
Многим педагогам и родителям знакомы игры и упражнения ТРИЗ:
– игра хорошо-плохо
– придумывание загадок, сказок-небылиц
– придумывание новых применений для предметов
– игры наоборот
– поиск и решение задачек из книг и из повседневной жизни
Но это только маленькая часть большого мира игр ТРИЗ.
Скачайте бесплатный сборник ТРИЗ-игр для детей 3-9 лет.
Если вы еще не знакомы с ТРИЗ, то первое знакомство можно начать с мастер-класса
«ТРИЗ для дошкольников: сильное мышление и успех современного ребенка»
Полностью окунуться в систему, адаптированную для семейных занятий можно в
«ТРИЗ-лаборатории»
Формирование творческого мышления у детей – основная цель ТРИЗ – педагогики.
Воображение и фантазия – основа всякой творческой деятельности.
С их развития обычно и начинают учить ТРИЗ и детей, и взрослых.
Но что бы родителям, воспитателям или учителям организовать процесс обучения
с использованием ТРИЗ методов и приемов они должны сами понять их и «принять».
И это стоит того. Ведь ТРИЗ делает обучение детей увлекательным.
Вселяет в них уверенность, что решить можно почти любую задачу.
15 октября отмечается День ТРИЗ – в этот день родился основатель ТРИЗ –
Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 – 24.09.1998).
Небольшой обзор книг по ТРИЗ-педагогике для детей, родителей и педагогов:
- Михаил и Зоя Шустерман. “Колобок и все-все-все, или как раскрыть в ребенке творца”, “Новые приключения колобка”.
- В. Богат. “Большие открытия маленького львенка
- А. Гин. “Сказки-изобреталки от Кота Потряскина”
- А. Гин “150 творческих задач о том, что нас окружает”
- Светлана Гин «ТРИЗ в детском саду»
- Светлана Гин “Мир загадок”, “Мир фантазии” – программы для младших школьников.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать
ТРИЗ — это замечательный метод для развития творческого мышления детей: игра и творчество вместе.