В данной статье рассмотрим тест Рисунок семьи на конкретных примерах-рисунках.
«Рисунок семьи» поможет психологу понять психологическую обстановку в семье.
Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.
Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали».
После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Интерпретация рисунка
Итак, если ребенок:
- с удовольствием взялся рисовать семью – благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет;
- отказывается рисовать – с семьей связаны неприятные воспоминания;
- тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка;
- изобразил себя большим – ориентирован на себя, то есть истероидный тип;
- изобразил себя маленьким – показатель малозначимости в семье;
- гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье, мама значима;
- все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, тревога, подавленность;
- рисует без полового различия – задержка полового воспитания;
- ноги большие – признак значимого места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
- голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) – ушел в себя;
- закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;
- рот, губы большие, яркие – признак агрессии;
- девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия;
- пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – возможно, этот че-ловек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх;
- все члены семьи в ячейках – семья не дружная, многие отчуждены;
- наличие телевизора, ковра – отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка;
- нарисует осветительные приборы, солнце – значит, испытывает отсутствие тепла в семье;
- просто дом вместо семьи – источник угроз, нежелание идти туда;
- присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;
- много мелких деталей – не хватает общения с близкими;
- много черных штрихов – испытывает тревогу;
- отказывается использовать цветные карандаши – тревожность и низкая самооценка;
- если ребенок рисует себя в центре – чувствует себя самым значимым, внизу листка – самым зависимым.
Протокол исследования по проективной методике «Рисунок семьи»
Рассмотрим несколько примеров
1. Ребенок изображает только себя. На рисунке больше вещей, чем людей.
Его обеспечили всем, исполнили все его желания, а эмоционального контакта с родителями нет.
Он не чувствует себя членом своей семьи, для него в ней просто не хватает места.
Родители заняты своими делами, да ему и так хорошо. Это кумир семьи, главный.
Родители считают, пусть у него будет все, чего не было у них. Он же любуется собой и хвастается вещами.
2. Ребенок отсутствует на рисунке. Он испытывает чувство одиночества и изолированности. Он чувствует свою неполноценность, отчужденность. У ребенка заниженная самооценка, его закритиковали, родители им недовольны. Родители больше любят кошку и попугая, чем его. Потребность в любви не удовлетворена. Вокруг ребенка равнодушие и черствость.
На другом рисунке видно, что брат является любимым сыном у мамы. И ребенок это чувствует.
3. На рисунке нет родителей, только сам ребенок или ребенок с близким ему человеком. “Забытые” родители – это источник страха и переживаний. Скорее всего в семье царят тирания и диктат. Ребенка дрессируют, контролируют каждый его шаг.
4. На рисунке только папа. Он изображен большим, твёрдостоящим на ногах. Папа пользуется авторитетом у ребенка – его фигура высокая, большая. В семье нет душевного комфорта, все и всё подчиняется главе семьи.
На другом рисунке изображена только сестра. Все в жизни этой семьи
вертится вокруг сестры.Наверно, младшей сестры.Она управляет всеми.
5. На рисунке изображена полная семья. Ребенок испытывает эмоциональный комфорт в семье.
Оценка рисунка
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
- Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
- Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Скачать буклет “Цвет в детском рисунке” можно здесь
Посмотрите видео о выборе цвета в рисунках. Что могут значить те или иные цвета.
Результаты теста “Моя семья” разбираются индивидуально на консультациях с родителями.
Желаю удачи, с уважением, Наталия!
Здравствуйте Наталия! Спасибо за очень интересный блог, статьи, в том числе интересно было прочитать о рисунках семьи и мне, как родителю. Мой сын рисует периодически семью, чаще это все мы вместе, но иногда их вдвоем с братом в доме, где есть все, приготовлены специально для нас комната, спальня. Прочитав статью я поняла, в чем наши упущения. Но хотела бы задать вопрос по статье: а имеет ли значение, и говорит ли о чем-то рисунок в одном цвете (черном, синем, зеленом или розовом). Т.е. весь рисунок нарисован одним карандашом. О чем это говорит? Буду признательна за ответ (или статью на эту тему))))
Ольга, очень приятно, что Вы нашли статью полезной. 😀
На ваш вопрос отвечу так: выбор цвета зависит от многих вещей – от возраста ребенка; от условий, в которых рисунок создан; от эмоционального состояния и настроения.
До 4-5 лет дети предпочитают черный цвет, как наиболее контрастный.
В 5-10 лет большинство ребят предпочитают яркие, насыщенные цвета – цвета активности и энергии.
В 11-12 лет любимым цветом будет синий – цвет равновесия и стабильности. Им необходима безопасная и стабильная обстановка в школе и дома.
С 13 лет возвращается черный цвет, который дополняется ядовитыми цветами – оранжевым, розовым. Главная цель подростка – привлечь к себе внимание.
Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
Хороших или плохих цветов не бывает, а смысл будет зависеть из целого ряда факторов.
Ещё добавлю видео по теме в статью.
Наталья, здравствуйте! У меня 4 летняя внучка. Важно, чтобы ребёнок в семье не чувствовал себя одиноким. Эта статья для меня очень полезная. Спасибо, Вам! Пожалуйста, публикуйте ещё материалы, ждём.
Наталия, здравствуйте. Сама нынче столкнулась с тем что внучка “задает” нам с мамой “задачки” своим поведением, а решить без специалиста не можем. Ваш сайт очень полезен, выкладывайте больше информации….будем дружить.
Здравствуйте, Наталия!
Психология – занятие, ставшее одним из основных в моей трудовой деятельности.
И проведение тестов для школьников имело место быть. Действительно, анализируя рисунок ребенка, можно многое прочитать о нем, его родителях и окружении. Вовремя заметив “перекосы”, можно помочь ребенку, его семье. И порадоваться за тех, которые во весь лист рисуют родителей и по центру себя-улыбочку, крепко держащую обоих за руки. Цены нет таким рисункам!