Представляю примерный план работы по адаптации учащихся 1 классов.
Информация больше для начинающих психологов, но и родителям, я думаю, будет интересна.
Так как от благополучности протекания адаптационного периода зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье школьника, его отношение к учению.
1. Диагностику «Готовность к школе» проводит:
- Психолог детского сада, если есть
- Психолог из школы приходит в д/с
- Диагностика в школе в определенные дни
Все три варианта мы используем в работе (Сроки: март – апрель)
2. Выступление на общешкольном собрании родителей будущих первоклассников с презентацией «Ребенок идет в первый класс – психологическая готовность родителей» (апрель)
3. Проведение экскурсий по школе для групп близлежащих детских садов.
4. Проведение курса педагогом-психологом «Учусь общаться» во время «Школы будущего первоклассника» – 6 занятий (Скачать)
Наиболее удачным мы считаем проведение ШБП весной после зачисления детей в школу и проведения диагностики «Готовность к школе». Занятия проходят в течение двух недель в здании школы с учителем и психологом, которые будут работать в этом классе с 1 сентября. И уже 1 сентября многое им будет знакомо – снижается уровень тревожности первых дней. (апрель)
Цель программы: профилактика школьной дезадаптации.
5. Индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников по результатам диагностики.
6. Психолого-педагогическое обследование обучающихся 1-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (сентябрь-октябрь):
- наблюдение: посещение педагогом-психологом занятий и мероприятий в 1 классах
- анализ продуктов деятельности учащихся (поделки, рисунки, письменные работы)
- анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации
- исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния и самооценки ребенка.
- Индивидуальная диагностика детской тревожности
- анкетирование учителей. (Скачать)
7. Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования. (октябрь-ноябрь)
8. Классно-обобщающий контроль для педагогов, работающих в первых классах (ноябрь):
- Презентация «Нарушения школьной адаптации, трудности в обучении»
- Справка по итогам классно-обобщающего контроля – составляется на основы проведенных исследований с рекомендациями для педагогов.
- Буклет «Кинезиологические упражнения» для педагогов (многие не были знакомы с данным видом упражнений для физ-минуток) (Скачать)
9. Собрание для родителей первоклассников «Адаптация первоклассников к новым условиям» (ноябрь) + буклет
10. Дополнительная диагностика детей с признаками низкой адаптации.
11. Проведение индивидуальных или групповых занятий для этих уч-ся. (октябрь – апрель)
12. Консультации и индивидуальные беседы с родителями уч-ся 1-х классов, испытывающих трудности в адаптации к школе. (октябрь – декабрь)
13. Повторное обследование обучающихся 1-х классов, которые имели признаки дезадаптации в начале обучения в школе (апрель)
Представленный план работы психолога по адаптации первоклассников является примерным.
Каждый учебный год вносит свои коррективы.
Если вам статья была полезной, пожалуйста, сделайте следующее…
- Поставьте «лайк».
- Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
- И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПОСОБИЙ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.
Спасибо за материал. Я не психолог, а просто мама ребенка, который идет 1 сентября в школу. И мне была полезна информация о проявлениях школьной тревожности, которые увидела в презентации. Я бы сказала, что родителям тоже требуется помощь психологов, при поступлении дитя в школу 🙂 . Так хочется, чтобы всё у него было хорошо, но боишься что-то не заметить или упустить. Благо, что на сегодняшний день есть такие профессиональные сайты как ваш.