— Мама, у меня по математике двойка.
Я что – неудачник?
Такая фраза невольно заставляет родителей задуматься: неужели из-за банальных оценок может пострадать самооценка младших школьников? И можно ли, повысив самовосприятие ребенка, добиться лучшей успеваемости?
Что за зверь такой — самооценка?
Самооценка – то, как человек воспринимает, осознает и оценивает свои личностные качества. Среди многих ее характеристик можно выделить низкую, среднюю и высокую. Но чаще говорят о самооценке адекватной.
Однако, чтобы себя адекватно оценивать, нужны осознанность, жизненный опыт, критическое мышление. Этого еще нет у детей. Поэтому оценка себя у детей формируется извне, через призму оценивания их другими. Кто же эти другие?
Кто влияет на самооценку детей младшего школьного возраста?
Семья
Родители, родственники ближе всего находятся к ребенку и существенно влияют на то, как дети себя оценивают.
- Хорошая девочка.
- Ты поешь лучше всех.
- Ты непослушный.
- Медведь тебе на ухо наступил…
Маленький человек еще не может дать оценку себе – какой он. Поэтому воспринимает себя именно таким, каким мы его называем и показываем.
Воспитатели, учителя
В детском саду, школе, секции анализировать начинают другие взрослые – воспитатели, учителя, тренера. И ребенок начинает видеть себя еще с помощью их оценок, высказываний, реакций. Чем выше у ребенка самооценка, тем лучше он адаптируется в новом коллективе.
Мнение сверстников
Дальше мнение друзей и одноклассников становится очень важным. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, который может наступить уже к концу младшей школы.
Соцсети
Если ребенок активно общается в сети, то комментарии друзей, мнение сообщества также формирует представление ребенка о самом себе.
Влияет ли самооценка на успеваемость младших школьников?
Когда ребенок идет в школу, игры сменяются учебой. Учебный процесс становится его ведущим видом деятельности. Так как, например, у взрослого человека является деятельность трудовая.
Давайте проведем аналогию со взрослыми.
Способен ли работник, профессионал, но с низким восприятием себя, попросить прибавку к зарплате? Сделать рацпредложение? Разместить резюме на престижном сайте? Т.е. реализовываться в профессии? Ответ очевиден.
Но вернемся к детям.
Может ли младший школьник, с заниженной самооценкой, поднять руку для ответа? У доски с выражением декламировать стихотворение? Предложить иной, чем в учебнике, способ решения задачи? Т.е. быть успешным в важной для него учебной деятельности? Навряд ли.
А между тем, именно за активное участие в уроке, дополнительные ответы, выразительность чтения и т.д. формируются высокие баллы.
Получается, что самооценка младших школьников влияет на успешность в учебе не напрямую, а опосредованно. Но все же влияет!
Уверенный в себе ребенок задаст вопрос, если что-то не понятно. Не побоится взяться за дополнительное задание, если адекватно оценивает свои силы. Не постесняется высказать свое мнение в классе.
Конечно, высокий уровень самооценки не поможет справиться с задачей по математике. Однако, поможет дерзнуть решить ее еще раз, другим способом, попросить помощи у учителя… И согласно закону перехода количества в качество – таки справиться с заданием! А может, понять, что царица наук – это не его конек, однако, не потерять веру в себя, а развивать свои сильные стороны.
Получается, что здоровая самооценка – это иммунитет, который защищает человека от неудач, критики, оценок окружающих и не только.
Но перед учителями и сверстниками не стоит задача – формировать адекватное самовосприятие ребенка. Это прежде всего зона влияния и ответственности родителей.
Поэтому важно найти и обезвредить пробелы в самооценке.
Диагностика самооценки младших школьников
Тесты
Диагностировать уровень самовосприятия помогут научные методы – тесты, анкеты, опросники. Их существует очень много и найти их в свободном доступе не составит труда.
Беседа
Задайте ребенку вопрос: как ты, думаешь, какого цвета у тебя самооценка?
Ответы могут быть самыми разными – от вопроса о значении слова и до обозначения ее цвета (красный – низкая, желтый – средняя, зеленый – высокая, как цвета светофора). Это отличный повод начать разговор.
Наблюдение
Доступный и очень надежный метод – стать активным наблюдателем. Как ребенок ведет себя в компании детей, взрослых. Как решает споры во дворе, на детской площадке. Что говорит о себе, о других, как отзывается о своих неудачах или победах. Это все красноречиво расскажет о том, как ребенок себя оценивает.
Что делать, есть самооценка у ребенка заниженная?
Прекрасный инструмент для повышения уверенность в себе – визуализация. А именно, наглядная демонстрация сильных сторон и качеств ребенка. То, что будет у него постоянно перед глазами.
Дипломы, грамоты
Не зря их помещают в рамки, как картины. Пусть они займут достойное место в доме и напоминают о победах, и заслуженных достижениях ребенка.
Гирлянда достижений
А если никаких наград у него нет, их можно сделать самим! Например, сделать гирлянду. Вырезать флажки, такие как на Новый год и развесить в комнате. И на каждом из них написать сильные качества, умения ребенка. Уже в процессе создания гирлянды вы вспомните, проговорите, запишите все то, что у него действительно хорошо получается. Это непременно придаст ему уверенности!
Фильмы, книги
Найдите историю похожую на ситуацию с вашим ребенком в литературе или кино. Совместное чтение или просмотр подтолкнут к беседе и обсуждению героев, поступков, способов решения похожих ситуаций.
Что делать, есть у ребенка завышенная самооценка?
Младшие школьники еще только учатся анализировать свои сильные и слабые стороны. Важно не перехваливать ребенка. Тут нужна мера.
Учите ребенка познавать себя: какой я, что умею хорошо, а что мне удается меньше, что делать нравиться, а к чему я интерес не испытываю и т.д.?
Как формировать адекватную самооценку?
Никогда не сравнивать ребенка с другими!
Человек уникален и ценен сам по себе. У каждого свои исходные данные: гены, здоровье, возможности… И любого ребенка можно найти сильные стороны и таланты. Лучше не ориентироваться на успехи других, а отмечать свои собственные достижения. Сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. И отмечать свой собственный прогресс.
– Вчера я пробежал стометровку за 15 секунд, а сегодня за 10. Я молодец!
Не оценивать
Мы привыкли давать оценки.
– Хорошая девочка, красиво пишешь!
– Ты очень плохо читаешь.
Гораздо экологичнее оценивать не ребенка, а поступок, ситуацию.
– Ты сегодня старалась и написала очень аккуратно.
– Давай еще поработаем над скоростью чтения.
Плохой поступок – не значит плохой ребенок
Поступок плохим быть может. Ребенок – нет. Можно обсудить критическую ситуацию нейтральным, безоценочным тоном и сделать выводы.
Давать право на ошибку
Ошибаются все! И продолжают жить дальше. Да, двойка – факт. Давай подумаем, что можно предпринять дальше.
“Со мной все в порядке!
Я хорош, любим и ценен для своих близких и себя, чтобы ни произошло”. Это основное правило для формирования адекватной самооценки.
Кто никогда не ошибается? Лишь тот, кто ничего не делает. Ошибки – это тренировка, опыт. В чем-то ребенок превосходит других, а в чем-то может и уступать. Так и должно быть. Все мы индивидуальны и ценны такими, какие мы есть – без наших слабых сторон не было бы и сильных.
Как выяснилось, самооценка младших школьников зависит от успеваемости в школе. Однако каждый ребенок может вырасти уверенным в себе человеком. И задача родителей – создать среду для успеха, быть рядом, подсказывать и направлять своего ребенка.
Буклет психолога для родителей – скачать
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПОСОБИЙ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.
Спасибо Вам за статью. Как всегда, увлекательно и полезно. Вспомнилось свое детство и своя самооценка стала понятна.